Тест подобрала Мария Чибисова, гештальт-терапевт, семейный психолог, детский аналитик.
Тест определяет, как долго ребенок умеет концентрировать внимание, может ли контролировать свое поведение, насколько он работоспособен, как быстро устает и часто отвлекается. Тест для дошкольников и младших школьников.
Возьмите обычный лист бумаги, нарисуйте на нем в произвольном порядке круги, квадраты, треугольники, прямоугольники. На втором листе бумаги нарисуйте, как нужно вычеркивать фигуры.
Вы говорите ребенку: «Посмотри внимательно на эти фигуры. Тебе нужно будет вычёркивать их по определённому правилу: круг - косой линией справа налево, квадрат - косой линией слева направо, а треугольники – подчеркнуть». Важно показать ребёнку схему выполнения, чтобы он смог усвоить задание на слух и зрительно. При этом лист бумаги со схемой зачеркивания оставьте перед ребёнком во время выполнения задания. Важно, чтобы ребёнок проговорил правила вычёркивания.
Как проходит сам тест. Ребёнок повторяет инструкцию. Вы объясняете ему, что нужно будет проводить черту по вашей команде. И отводите на выполнение каждого задания одну минуту. Следите, чтобы ребёнок укладывался в отведенное время – зачеркивал одну из фигур. Когда появляется много ошибок, ребёнок начинает отвлекаться и уставать, скажите, что осталась ещё одна строчка и остановите выполнение задания.
Анализ результатов. В первую очередь, становится ясно, умеет ли ребёнок принять задание. Дети, у которых не сформирована волевая готовность, вообще не могут усвоить задание, даже при наличии схемы делают много ошибок с самого начала, отвлекаются, начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Ошибками считаются неправильно зачёркнутые и пропущенные фигуры.
Дети 6,5-7 лет в норме должны воспринимать словесную инструкцию. Дети, которые заглядывают в схему и при этом способны усвоить и выполнить задание, готовы к обучению. Просто им необходима дополнительная тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задания в принципе, к школе не готовы.
Не менее важным показателем является уровень концентрации внимания. В норме дети 5-6 лет могут проработать без ошибок 4-5 минут, к 7 годам время увеличивается до 10 минут. К 8 годам - до 15 минут. 1-2 ошибки, допущенные в течение 1 минуты, считаются показателем для достаточно успешного обучения в школе.
Кроме того, этот тест показывает степень утомляемости ребёнка. Дети с низким уровнем работоспособности начинают делать ошибки уже на 2-3-й минуте. Важно не путать этот момент с низким уровнем волевой готовности, так как быстро устающие дети первые 1-2 минуты способны помнить правила и выполнять задание верно. А дети с низкой произвольностью допускают ошибки с самого начала.
Итак, тест измеряет уровень концентрации внимания (количество ошибок), степень произвольной регуляции поведения (принятие и выполнение инструкции) и уровень работоспособности-утомляемости.