Автор текста -
Валерия Федоряк, гештальт-терапевт, семейный психолог, специалист по работе с отношениями и сопровождению в трудных жизненных ситуациях (развод, болезнь, смерть близких)
"К сожалению, надежды нет", - говорит врач. В такой момент не только заболевший, но и мы сами нуждаемся в поддержке и понимании.. И даже само по себе знание того, как обычно развивается процесс переживания и принятия таких событий, может уменьшить тревогу.
В современной психологии и медицине большинство специалистов опираются на модель Элизабет Кюблер-Росс, которая выделила пять стадий принятия смерти. С момента, когда человек узнает о смертельном диагнозе, обычно он проходит через отрицание, затем испытывает гнев, потом стадию торга, потом переживает депрессию, и только затем приходит к последней стадии – принятию. Эти стадии проходят как сами умирающие, так и их близкие, которые сопровождают их в этом пути.
В книгах и Интернете можно найти много информации о том, что происходит на каждой из стадий, но я хочу обсудить не эту модель, а то, что с чем сталкиваются родственники, друзья и любимые тех, кто умирает. Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, я просто хочу поделиться своим видением, которое сложилось из моего личного опыта и опыта психотерапевтической работы с родственниками умирающих людей.
Наибольшее сожаление у меня вызывает до сих пор принятая в нашей стране практика, когда врачи не сообщают больному его настоящий диагноз, а всю правду говорят только родственникам. Из-за этого на плечи близких ложится огромный груз переживаний за больного и мучительных сомнений - говорить ему правду или нет, что говорить, когда, как…
Каждая семья находит свои ответы на эти вопросы. Но мне кажется, что очень важно понимать, что наступило время, когда у нас есть, может быть, последняя возможность узнать друг друга по-настоящему и сделать что-то важное друг для друга. Я верю, что единственная возможность быть счастливыми с нашими родными и любимыми людьми - это возможность быть с ними открытыми, возможность показывать им себя настоящего и узнавать их такими, какие они есть на самом деле. Это ведь и есть близость! Поэтому я считаю, что больным людям нужно говорить правду об их состоянии. Безусловно, очень важно отнестись с вниманием к тому, как это делать, выбрать подходящий момент и наилучшие слова, но все-таки делать это нужно. Только так мы можем действительно быть вместе и вместе переживать самые непростые минуты нашей жизни.
Еще один несомненный, на мой взгляд, аргумент в пользу того, чтобы говорить правду – это время. Если человек страдает от неизлечимой болезни и его время ограничено, то очень важно, чтобы он имел возможность успевать делать то, что считает важным. Что-то увидеть, что-то завершить, с кем-то поговорить, попрощаться. Эти несколько последних месяцев или недель могут стать временем мудрости, когда приходит настоящее понимание самого важного в жизни.
В моменты прощания с жизнью не только наши больные родственники, но и мы сами очень нуждаемся в поддержке. Как ни удивительно, не только мы можем что-то давать умирающим, но и они многое дают нам.