Автор статьи -
Ольга Кузьмина, гештальт-терапевт,
специалист по межличностным отношениям
Конечно, прежде всего, вас надо поздравить с назначением. А уж потом предупредить: руководящая должность влечет за собой большую ответственность. И, увы, не все выдерживают испытание властью.
Поэтому еще на старте постарайтесь честно ответить себе на вопросы:
Что для вас значит быть руководителем?
Полагаете, что этот человек всегда прав, имеет огромную силу и все вокруг его боятся? В вашем представлении он величаво ходит по офису, раздает замечания направо и налево, отчитывает всех? Или это лидер, способный вести за собой подчиненных? А может быть, настоящий босс - человек, умеющий создавать и поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе?
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать эффективный управляющий?
Что вы вкладываете в понятие «эффективный»? Умелый манипулятор? Или, может, начальнику надо быть злым и строгим, чтобы все боялись, но работу исполняли хорошо и точно в срок? Или настоящему лидеру необходимо поддерживать со всеми в коллективе хорошие, доверительные отношения? Или ему нужно обладать удивительной харизмой, и тогда сотрудники готовы за ним и в огонь и в воду пойти?
Как вы думаете, какие изменения произошли с вами после получения этой должности?
Вы стали более строгим, но справедливым? Эта позиция позволила наконец-то сделать официальный выговор коллеге, на которого вы давно имеете зуб? Или из милого открытого сотрудника вы превратились в мегеру, вечно недовольную подчиненными? Поспособствует ли новая должность тому, чтобы вы стали ответственней, надежней, уверенней? Она явится для вас стимулом развиваться и расти дальше?
Чем яснее ответите себе на эти вопросы, тем проще будет решить, насколько внутренне вы готовы к новой должности, чего ждете от нее на самом деле. Если ответы сформулировать трудно, изучите специализированную литературу об успешном управлении персоналом и примерьте на себя. Такой ли вы видите работу руководителя? Не противоречит ли она вашим ценностям и личностным особенностям? По силам ли взять подобную ответственность?
Предположим, вы поняли, что должность шефа уже не так страшна, и готовы с интересом приступить к новым обязанностям. Но тут возникает вторая трудность. В коллективе работают Нина Петровна и Александр Иванович, одногодки ваших родителей, а еще Лариса, которая, хоть и просит называть ее по имени, но на 15 лет старше вас. Проанализируйте, что именно смущает вас во взаимодействии «молодой начальник - подчиненный в возрасте», и честно ответьте себе еще на два вопроса:
Вы чувствуете себя неопытным учеником рядом с умудренными коллегами?
Реально оцените свои знания, умения, навыки. Если видите пробелы - подучитесь. Не стесняйтесь спрашивать совета – обычно людям очень приятно, когда их мнение ценят. Однако не забывайте, что богатый жизненный багаж и профессиональный опыт - далеко не одно и то же. Да, действительно, Нина Петровна воспитала троих детей и повидала немало непростых ситуаций. Но у вас есть сертификат об окончании курса «Основы экономики, организации труда и управления». Что ценнее в данной ситуации?
Вы считаете, что на старших нельзя повышать голос, требовать с них что-то некрасиво, приказывать непозволительно?
Но существует много других способов эффективно управлять людьми и организовывать рабочий процесс. Например, личный пример руководителя: он может заражать своим энтузиазмом, преданностью любимому делу. Или, налаженные отношения в коллективе: не секрет, что люди охотнее идут навстречу тому, кто им нравится, нежели тому, кого боятся. Или, внимательное отношение к сотрудникам: к каждому можно найти подход, просто будьте чуть более внимательны.
Больше хвалите, чем ругайте - похвала часто имеет более сильное воздействие на человека, чем, например, осуждение.
И поймите: молодые и зрелые люди по-разному мыслят. Первые не любят нововведений, тогда как вторые готовы пробовать и рисковать. У старших свое видение проблем, профессиональный опыт, и их действительно часто задевает необходимость подчинения младшему по возрасту человеку. Приняв это за данность, вы сможете выработать более успешный способ взаимодействия.
И еще об одном. Руководитель любого возраста должен соблюдать очень важные правила:
1. Прислушивайтесь к мнению коллектива, в том числе о вас и вашей работе.
2. Относитесь к подчиненным так же, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
3. Держите определенную дистанцию. Отношения с подчиненными не должны быть дружескими, но и быть недосягаемым Мистером начальником тоже неправильно.
4. Мотивируйте сотрудников. Зарплата не единственный стимул. Для кого-то признание его ценности и важности для коллектива будет самой большой наградой.
В целом же хороший руководитель - это совокупность личностных характеристик (умение найти общий язык, создавать благоприятный микроклимат) и организаторских способностей (спланировать работу подчиненных, грамотно распределять обязанности). Такой начальник всегда служит примером, его слова не расходятся с делом. Согласитесь, вряд ли кто-то будет серьезно относиться к требованию не опаздывать, исходящему от человека, который сам появляется через 15 минут после начала рабочего дня.
Конечно, навыки руководства и умение выстраивать отношения «начальник – подчиненный» приходят только с опытом, но этому можно научиться, если есть желание.