Автор статьи -
Ольга Кузьмина, гештальт-терапевт, специалист по семейным и межличностным отношениям
Это зависит от того, какие цели вы преследуете. Хотите сохранить свое достоинство? Стараетесь не испортить отношения с критиканом? Желаете унизить его встречным оскорблением? Пытаетесь докопаться до сути злобной критики и обернуть ее себе во благо? Вам нужно просто разозлить и вывести из себя человека, посмевшего так поступить с вами? Выбираем тактику.
*Итак, если вы хотите спасти свое лицо, показав себя человеком спокойным, рассудительным и не бросающимся с кулаками на всяких там критиканов… Если вы не хотите провоцировать дальнейший конфликт, и заинтересованы сохранить отношения с «обидчиком»… Или если, в конце концов, это ваш начальник, с которым просто неразумно реагировать как-то иначе…
…действуйте следующим образом: спокойно и доброжелательно задайте критикующему несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания. Услышали: «Что вы за профессионал – вам ничего нельзя поручить!!!» Спросите в ответ: «Что именно вы имеет в виду?», «Когда я не выполнил ваше поручение?», «Чем не оправдал ваших ожиданий?». Таким образом вы помогаете вашему оппоненту сформулировать конкретные претензии. А конкретные замечания проще признавать или опровергать. Главное здесь - не переусердствовать с количеством вопросов, а то вместо того, чтобы показать себя достойным оппонентом, вы взбесите начальника и придется подписывать заявление на увольнение.
*Если оскорбительное и хамское замечание прилетело вам от незнакомого человека и ваша цель - не сохранить отношения и разрешить конфликт…
..просто поставьте хама на место – укажите ему на его недостатки или отделайтесь язвительной шуткой. Когда в переполненном вагоне метро в час пик кто-нибудь на весь вагон сделает вам замечание: «Фууу, а набрызгалась то, набрызгалась – дышать нечем!» Можете смело отвечать: «Это лучше чем потом вонять…как некоторые». Да, мало приятного услышать такое в ответ, но ведь та злобная тетка сама виновата – первой встала на тропу войны!
*Если вам очень важно мнение со стороны, и вы относитесь к критике с огромным интересом… Если вы стремитесь из каждого, даже брошенного мимоходом, критического замечания сделать выводы…
…тогда ваша задача задавать как можно больше уточняющих вопросов. Например, если вас обозвали тупицей и вам действительно интересно знать, почему человек так думает и что вы можете в связи с этим в себе исправить, спросите его: «Что значит тупица? Что именно я не понимаю? В каком именно деле я ничего не смыслю?..»
В конце концов, вы докопаетесь до сути критики и наконец-то поймете, что вам надо исправлять. Или прослывете занудой и вас будут опасаться критиковать, решив, что такая критика – себе дороже!
*Если вашей целью является довести критикана до бешенства….
…действуйте способом очень простым и доступным каждому – просто молчите. Молчите, улыбайтесь (только не во все тридцать два зуба, а так….глазами) и периодически кивайте. Этот способ больше подходит для ситуаций, когда критикующий вас человек пребывает в бурных негативных чувствах и свои критические замечания просто выкрикивает вам в лицо. Вы ведь наверняка замечали, что ничто так не раздражает людей как молчание в ответ на бурно высказываемые претензии.
Но если честно, то для того чтобы реагировать на критику верным способом, нужно потратить очень много сил и времени. К сожалению, большинство из нас не могут контролировать свои эмоциональные реакции в ответ на критику. Особенно, если эта критика состоит из оскорбительных высказываний, унижающих ваше достоинство.
Наша реакция на критику в большинстве случаев происходит на автомате. Мы реагируем своим индивидуальным, усвоенным еще в детстве способом. И зависит это от многих факторов – начиная от свойств нашей нервной системы и заканчивая тем, как мама отреагировала на куличик, с такой любовью слепленный для нее в песочнице…